February 12, 2015

Жанры Godly Play

Существует три жанра GP: священные истории, притчи и литургические действия.


СВЯЩЕННЫЕ ИСТОРИИ - в основном из Ветхого Завета - это фактически история человечества, о Сотворении, о появлении Божьего народа - большой семьи. Они также о поиске Божьего присутствия - красной нитью сквозь истории проходит как бы игра в прятки, Бог то являет Себя, то ускользает. Священные истории помогают нам с духовной самоидентификацией, помогают увидеть себя в той или иной истории.

Материал Священных историй - натуральные материалы и ткани: деревянные фигурки, ящик (или мешок) пустыни - контейнер с песком, где разворачиваются действия в пустыне, камни.. Деревянные фигурки намеренно не имеют лиц, это позволяет детям проецировать свои мысли о том, что тот или иной герой чувствовал (злился, радовался, грустил и т.д.), был ли красивым и т.д.
Вопросы для размышления в священных историях:
Что вам понравилось больше всего?
Что самое важное в истории?
Где вы в этой истории?
Что можно не рассказывать, но чтоб история получилась?


ПРИТЧИ, рассказанные Иисусом, помогают нам задавать вопросы о Царстве Божьем. Что это такое – Царство Божье - и как мы видим и чувствуем его? Стиль Притч помогает детям мыслить творчески и видеть новые возможности. Притчи также очень эффективны со взрослыми. Многие из нас выросли с ограниченными трактовками притчей, и этот жанр еще и еще раз доказывает, что неважно, сколько раз мы их слышим, всегда можно открыть что-то новое.

Что сразу заметно в материале Притч – что фигурки двухмерные. Сделано это намеренно, чтобы было ощущение иллюстрации в книге, поскольку это рассказанные Иисусом истории в отличие от реальных исторических событий. Материал Притч находится в деревянных золотых коробках, которые символизируют их ценность, тайну и вневременность. Каждая Притча начинается с одинакового вступления, в котором Рассказчик сравнивает ценность притчей с золотом, говорит о том, какие притчи старые и что они были подарены нам. Крышка сравнивается с дверью: “Иногда нам кажется, мы готовы войти, но дверь почему-то не открывается. Не нужно отчаиваться! Нужно возвращаться опять, и однажды дверь откроется.”

Вынимая из коробки материал, Рассказчик не объясняет его предназначения, а спрашивает: "Интересно, что бы это могло быть?" Дети высказывают догадки, и это отличный момент для игры, - когда дети говорят, что коричневая основа в притче о сеятеле похожа на шоколадку, я делаю вид, что откусываю от гигантской плитки кусочек. Если в притче о жемчужине дети сравнили белую основу со снегом, можно притвориться, что он холодный. Такая игра настраивает нас сойти с привычных рельсов "правильных ответов" и искать новые смыслы в рассказах Иисуса.

В притчах также свои собственные вопросы. Было ли у героя притчи имя? Был ли он счастлив? Чем бы это могло быть в реальной жизни? А вы бывали когда-нибудь в таком месте? и так далее. 

Подробнее о каждой притче и материалах:

Притча о закваске


ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Объясняют смысл того, что происходит в церкви - христианских таинств, праздников, традиций. Помогают детям понять и участвовать в них.

Объединяют идеи христианского единства, личной идентичности (Священные истории) и творчества (Притчи).

Можно и нужно адаптировать к традиции своей церкви.

Материал бывает и трехмерным, и двухмерным.

Литургические истории:

Круг церковного года
Святое крещение
Добрый Пастырь и Всемирное причастие
Лица Пасхи
Адвент и Рождество
Адвент и Рождество II
Тайна Пасхи
Тайна Пятидесятницы
Иисус и Двенадцать
Синагога и Верхняя комната






No comments:

Post a Comment