February 22, 2014

Godly Play: составляющие урока

(There are plenty of resources on Godly Play in English, but almost none in Russian. I'll be posting on the basics of Godly Play in Russian only.
Существует много ресурсов о Godly Play на английском языке, но по-русски нет ничего. Я опубликую несколько статей об основах Godly Play только по-русски.) 

Урок Godly Play состоит из четырех основных частей:

  • Вход в пространство ГП и “построение” круга
  • Слышание слова Божьего:
    история и отклик (размышление и творчество)
  • Пир
  • Прощание
Давайте рассмотрим каждую часть подробнее.

ВХОД И КРУГ
В отличие от привычного нам урока, урок GP начинается на пороге. В христианской традиции вход имеет большое значение. Иисус называл себя дверью овцам. Чтобы войти в Царство, нужно стать как ребенок, и ребенок в этом смысле — дверь. Порог отделяет один мир от другого, но также является входом. Сама архитектура храмов и их входных групп дает входящему почувствовать, что это - особенное место. 

На пороге мы помогаем детям понять, что они пришли в особенное место, чтобы побыть с Богом и друг с другом. Если мы "стоим на ушах", мы можем пропустить что-то важное и помешаем друзьям. На пороге детям нужно подготовиться. Один из двух учителей, назовем его Встречающий, встречает детей на пороге. Ребенок может прийти уже подготовленным, таким детям можно входить в комнату сразу. Другой мог бежать, запыхаться и быть еще во власти предшествующих церкви событий и эмоций. Встречающий помогает ребенку отдышаться и подготовиться: "Привет, Паша! Я смотрю, ты так торопился на урок, аж вспотел! Прикольно так быстро бегать! Давай поговорим тут немного, пока ты придешь в себя. Сейчас нужно подготовиться."  Большинство проблем с дисциплиной на уроке можно решить на пороге. Бывает, что ребенку в силу каких-то причин не удается подготовиться, как он ни старается. Такой ребенок (или несколько) остаются рядом с Встречающим у двери, на особом стульчике, откуда хорошо виден и слышен урок.

Очень важно, чтобы оба учителя "пересекли" этот порог задолго до детей, оставив свой эмоциональный багаж снаружи. Хорошо, если есть возможность встретиться за полчаса до начала служения, подготовить комнату, убедиться, что нужные материалы на месте, организовать пир и, самое главное, помолиться и настроиться самим. 

Когда ребенок входит в комнату, там его уже ожидает сидящий на полу второй учитель, или Рассказчик. Он приветствует каждого ребенка и приглашает найти свое место в круге. Здесь тоже важно организовать круг таким образом, чтобы во время урока было как можно меньше препятствий. Например, рассадить закадычных друзей. Или ребенка, который склонен пошалить, усадить напротив себя, а не рядом - иначе Рассказчику его не видно, а тот параллельно ведет свой урок)). Пока все рассаживаются, Рассказчик может немного поговорить с детьми о прошедшей неделе, школе, друзьях. Потом Рассказчик спрашивает каждого ребенка, готов ли он.



ИСТОРИЯ
В отличие от метода "передачи" готовых концепций и выводов от учителя ученикам, метод Godly Play позволяет детям самим делать выводы и обощения из опыта, полученного от истории. В этом виден принцип Монтессори - сделать открытие самому. В GP детям не говорят, что они должны думать и чувствовать.

Рассказчик отправляется за материалом для истории. В полностью обустроенной по правилам  Godly Play комнате все истории лежат на своих местах, и для детей всегда загадка - что же будет в этот раз? Рассказчик может обойти вдоль расставленных по периметру полок с материалами, задерживаясь у разных историй, как бы выбирая нужную. Это усиливает интерес и ощущение тайны у детей. 

С учетом особенности детского восприятия информации всеми органами чувств, историю не только можно услышать, но и увидеть в динамике, потом потрогать, а в некоторых случаях - попробовать на вкус! Мы, взрослые, тоже участвуем в поклонении и духом, и душой,  и телом. 

Рассказчик достает материал. Важно попросить детей не трогать материал во время истории, потому что будет возможность с ним поиграть потом. Магическим образом действует фраза "Это все - ваше, вы сможете поиграть с этим после истории". Во время истории рассказчик не смотрит на детей, только на материал. Вначале к этому сложновато привыкнуть, но потом понимаешь, что это помогает не отвлекаться не только  детям, но и самому Рассказчику. 

Дети есть дети, и во время урока они иногда перебивают Рассказчика, а порой и провоцируют на негативную реакцию. Нужны мудрость и хорошее чувство юмора, чтобы решать такие моменты. Если ребенку все же не удается справиться с собой, он может посидеть до нужной кондиции около Встречающего и слушать урок оттуда. Важно, чтобы дети не чувствовали, что их наказывают, а знали, что эти меры - им в помощь.



ОТКЛИК: РАЗМЫШЛЕНИЕ
Английское слово wondering, которым автор метода Джером Берриман назвал этот этап, означает удивление, размышление. Размышление в GP отличается от сократовского метода стратегических вопросов, который можно наблюдать в юридической практике. Они задаются с целью подвести слушателя к определенной мысли. Но Берриман говорит, что если мы знаем ответ, это уже не удивление. Мы задаем открытые вопросы, на которые нет правильного или неправильного ответа.

Учитель направляет размышление, поддерживая истинное "удивление" в детях, и для этого ему самому нужно излучать это удивление. Остальное - в руках Бога, мы доверяем, что с детьми работает Дух Святой. 

Во время размышления дети создают значение, смысл истории. Поскольку дети рождаются, не умея говорить, им трудно подобрать слова для духовных переживаний, и размышление помогает в этом. Иногда это звучит странно, иногда они совсем не могут выразить словами свои чувства, а может, это и вовсе невозможно выразить словами. Учителям также нужно спокойно относиться к молчанию и понимать, что оно не означает отсутствие внутренней работы.

Желательно завершить размышление до того, как оно угаснет само собой.


В каждом жанре историй свои виды вопросов, и я напишу еще отдельно о жанрах.





ОТКЛИК: ТВОРЧЕСТВО

Закончив размышление, Рассказчик спрашивает каждого ребенка, чем бы тот хотел заниматься. На выбор детям предлагается несколько занятий - рисовать, лепить, поиграть с материалом истории. Ребенок может даже захотеть просто полежать, мы уважаем это желание, только в это время он не должен мешать другим. Даже если его выбор продиктован желанием проверить, а разрешат ли ему, получив эту возможность, он утрачивает интерес и выбирает одно из предложенных занятий.

На уроке Godly Play нет поделок. Это время, когда дети могут выразить себя посредством свободного творчества. Даже если комната не оборудована по всем правилам, достаточно просто приготовить все необходимое для этого этапа. Настя, наш спикер из Минска, хранит все материалы в большом контейнере и аккуратно раскладывает их на столе, где дети будут творить. Краски, кисточки, карандаши, бумага, пластилин, цветная бумага и клей - достаточный набор для самовыражения. Важно, чтобы материалы для творчества были хорошего качества, пластилин легко разминался, а карандаши были заточены.

Встречающий помогает детям с материалами для творчества, в то время как Рассказчик остается на полу - там может представиться возможность рассказать историю или послушать, как ее рассказывает кто-то из детей.

Иногда двое могут захотеть работать с одной и той же историей. Есть правило - если тот, кто первый выбрал материал, не возражает поделиться, они могут играть вместе. Если откажется - второму придется подождать. С маленькими детьми может потребоваться помощь одного из учителей, т.к. им в силу возраста еще трудно поставить себя на место другого. Также важно, чтобы дети бережно обращались с материалом.

Важная деталь - уборка. В комнате должно быть все необходимое для того, чтобы привести ее в порядок после себя. В этом опять виден принцип Монтессори, а Берриман пишет: "Так поступают христиане. Они убирают за собой беспорядок. Только подумайте, что случилось бы, если нефтяные компании, чьи корабли при авариях разливают нефть, которая губит побережья и птиц, если б они наводили порядок за собой. Вместо того, чтоб пытаться через суд уменьшить свою ответственность, они бы предпринимали меры, чтобы ликвидировать последствия аварий."

Чтобы резко не прерывать сосредоточенную работу детей, Рассказчик дает сигнал, на секунду выключив свет. После отклика или личного времени, как называет его Настя, дети убирают за собой и опять усаживаются в круг. В это время желающие могут рассказать о том, как провели свое личное время. Некоторые приносят свою работу в круг, чтобы показать и рассказать о ней. Рассказчик может помочь следующими фразами: "Ты хочешь рассказать нам о своей работе? Ты использовал такие цвета.. Ты разместил рисунок только в этой части.." Рассказывая о своем личном времени или слушая других, дети понимают ценность этого времени. Учителям также полезно узнать, как дети "переваривали" историю или те или иные события своей жизни.




БЛАГОДАРЕНИЕ И МОЛИТВА

После этого мы предлагаем детям помолиться. Важно дать им понять, что молиться можно не только с закрытыми глазами, не только вслух. А можно и совсем не молиться. В этом может помочь какой-нибудь предмет - например, камень или ракушка, - который ребенок передает следующему по кругу, когда закончит молиться. 

Джером Берриман предлагает сказать детям перед молитвой чудесные слова: "Молитвы бывают разные. Есть длинные, есть короткие. Некоторые вслух, а некоторые такие тихие, что только Бог может услышать. Некоторые молитвы мы знаем наизусть, кто-то научил нас так молиться. Некоторые состоят из наших собственных слов, как разговор с другом. Молитва-разговор не единственная на свете. Бывают еще молитвы-песни. В некоторые молитвах даже нет слов. Интересно, как вы захотите молиться сегодня. Может, не захотите совсем, это ничего. А может, помолитесь".





ПИР

Любимая часть урока для всех детей - пир. Пусть вас не смущает название, это не десять перемен блюд, а простая еда типа печенья, фруктов и сока. Кто-то из детей может возмутиться, что это пиром не назовешь, но мне нравится, как Берриман советует реагировать на это:"Пир - это не то, что у нас есть из еды, это то, как мы относимся к нему. Бывает, что есть только вода и немного хлеба, и это тоже пир. Важно, как мы к этому относимся". Я всего несколько раз включала пир в урок, и меня всегда удивляло, что детям достаточно этого названия, чтобы почувствовать праздник. 

Мы напоминаем детям, что нужно подождать, пока у всех будет еда и напиток - "Веселее пировать вместе!" Встречающий раздает заранее приготовленные стаканчики с соком и печенье на салфетках. Когда всем принесли еду, можно начинать.


Пир косвенно готовит детей к святому причастию.





ПРОЩАНИЕ

После пира дети убирают за собой. Как и во всем остальном, учителя помогают им в этом не напрямую, делая все за них, а терпеливо показывая, где взять нужные вещи, куда выбросить мусор, куда и что поставить на место. Дети возвращаются в круг и ждут, когда Рассказчик вызовет их по имени, чтобы благословить и попрощаться. Цель благословения - пробудить и поощрить лучшее в каждом из детей.

(В статье использованы материалы посещенных семинаров и книги Джерома Берримана "Teaching Godly Play").









2 comments:

  1. Asmic, This post is great and will help a lot of people. You might consider linking it to a tab or button either at the top of your blog or on your sidebar, so that people can find it. I will add a link to it on my GP resources page.

    ReplyDelete
  2. Спасибо, Шила! I thought about a GP button, just haven't figured out how to set it up. Good thing you speak Russian - you can correct these articles in the comments.

    ReplyDelete