Уроки GP в нашей воскреске продолжаются. В прошлое воскресенье в младшей группе слушали 3 и 4 части "Лиц Пасхи", а в старшей - "Исход". Меня восхищают наши учителя, они тщательно готовятся, учат тексты, штудируют статью про составляющие урока. Как было видно из предыдущего поста, результаты самого урока часто разочаровывали моих дорогих сотрудников. Я постаралась выделить некоторые их опасения и немного прокомментировала их. Шила, опытный Godly Play-er, тоже оставила ценные мысли в комментариях прошлого поста, поэтому приведу их здесь тоже.
1) Дети не помнят, о чем был урок
Часто сразу после урока дети переполнены впечатлениями и не всегда готовы ими делиться сразу. Поскольку GP рассчитана не только на слуховое восприятие, но и визуальное, и тактильное, в памяти у детей остаются образы и ощущения от урока. Спиралевидная программа GP предполагает повторение историй и дает детям возможность вернуться и открыть их по-новому - так же, как когда мы читаем Библию. Вот, что пишет Шила: "Целью GP не является заучивание информации наизусть. Возможно, в этот раз именно эта история не была так уж важна именно для этого ребенка. Или он не мог выразить своих мыслей словами. Очень часто дети размышляют над услышанным две-три недели назад, так что некоторые из них возможно, вернутся к ней позже."
2) Дети не понимают некоторых слов
Обычно перед тем, как начать историю, я немного болтаю с ребятами, задаю им какой-нибудь вопрос или несколько, чтобы они немного влились в тему. Например, перед "Тайной Пасхи" я спросила, какой большой праздник близится, и после долгих гаданий с вариантами 8 марта и днем Валентина, мы обнаружили, что будет Пасха. Потом я спросила, что это за особенное время такое перед Пасхой, и постепенно мы выяснили, что это Великий пост. Развить тему, что такое пост и что делают во время поста, можно во время размышления.
Раньше я боялась, что дети не будут понимать какие-то слова, и старалась все объяснить. Но это лишает рассказ ощущения тайны. Когда все разжевываешь детям заранее, они теряют интерес. Мы в нашей семье наблюдаем это в обычных разговорах с собственными детьми, объясняя то или иное явление, можем употребить незнакомое им слово. Если они готовы воспринимать еще информацию - обязательно спросят, что это. Если нет - пропустят мимо ушей, а уловят то, к чему готовы.
3) Дети не понимают, о чем речь
Приведу комментарий Шилы: "Мы не пытаемся объяснить детям историю, скорее, стараемся помочь им самим открыть ее значение. Берриман говорит, что ребенку требуется услышать историю три раза, чтобы начать понимать ее. Поэтому я бы ободрила ваших учителей рассказать ту же историю тем же детям через год и посмотреть, что будет :) "
4) Дети шумят во время урока
О том, как "бороться" с непослушанием на уроках, уже написаны целые статьи, и я собираюсь осветить эту тему подробнее в другом посте. И все же половина успеха в подготовке. И здесь очень важна роль встречающего - помочь накрыть все для пира, подготовить материалы для творчества заранее, не запустить всю толпу детей одновременно, тихонько вывести из круга и усадить рядом с собой ребенка, который никак не может справиться с собой, и т.д.
Раньше, когда дети отвлекались и шумели, моим единственным способом вернуть их внимание были попытки сосредоточиться на истории самой и продолжать рассказ. К сожалению, это не всегда срабатывало. Можно было остановить историю и попросить детей приготовиться опять.
Шила пишет: "Требуется время, чтобы научить детей готовиться. Чем больше времени вы уделите этому, даже если это не урок GP, тем лучше дети научатся владеть собой и готовиться. Это не произойдет в одно воскресенье. Даже трехлетний ребенок может этому научиться, если учитель посвятит этому время. Когда начинаешь, есть соблазн считать, что история - это самая главная часть, но это не так!"
5) История скучная
Вот размышления Шилы: "Тайна Пасхи" может стать чересчур серьезной, если рассказчик не играет с материалом. У меня есть одна часть пазла, которая напоминает бабочку или летучую мышь, и я обычно изображаю ее полет над моей головой, что вызывает громкий смех. Другая часть похожа на рампу для скейтборда, и мы совершаем воображаемый прыжок с нее. Такое размышление, как в Притчах, привносит в историю детское творчество. А литургические истории, как "Тайна Пасхи", совмещают идею самоопределения из Священных историй с творчеством из Притч."
Еще один момент, настороживший наших учителей - что дети рисуют не только что услышанную историю. Об этом, а также о какашках динозавров - в следующем посте! :)
Обычно перед тем, как начать историю, я немного болтаю с ребятами, задаю им какой-нибудь вопрос или несколько, чтобы они немного влились в тему. Например, перед "Тайной Пасхи" я спросила, какой большой праздник близится, и после долгих гаданий с вариантами 8 марта и днем Валентина, мы обнаружили, что будет Пасха. Потом я спросила, что это за особенное время такое перед Пасхой, и постепенно мы выяснили, что это Великий пост. Развить тему, что такое пост и что делают во время поста, можно во время размышления.
Раньше я боялась, что дети не будут понимать какие-то слова, и старалась все объяснить. Но это лишает рассказ ощущения тайны. Когда все разжевываешь детям заранее, они теряют интерес. Мы в нашей семье наблюдаем это в обычных разговорах с собственными детьми, объясняя то или иное явление, можем употребить незнакомое им слово. Если они готовы воспринимать еще информацию - обязательно спросят, что это. Если нет - пропустят мимо ушей, а уловят то, к чему готовы.
3) Дети не понимают, о чем речь
Приведу комментарий Шилы: "Мы не пытаемся объяснить детям историю, скорее, стараемся помочь им самим открыть ее значение. Берриман говорит, что ребенку требуется услышать историю три раза, чтобы начать понимать ее. Поэтому я бы ободрила ваших учителей рассказать ту же историю тем же детям через год и посмотреть, что будет :) "
4) Дети шумят во время урока
О том, как "бороться" с непослушанием на уроках, уже написаны целые статьи, и я собираюсь осветить эту тему подробнее в другом посте. И все же половина успеха в подготовке. И здесь очень важна роль встречающего - помочь накрыть все для пира, подготовить материалы для творчества заранее, не запустить всю толпу детей одновременно, тихонько вывести из круга и усадить рядом с собой ребенка, который никак не может справиться с собой, и т.д.
Раньше, когда дети отвлекались и шумели, моим единственным способом вернуть их внимание были попытки сосредоточиться на истории самой и продолжать рассказ. К сожалению, это не всегда срабатывало. Можно было остановить историю и попросить детей приготовиться опять.
Шила пишет: "Требуется время, чтобы научить детей готовиться. Чем больше времени вы уделите этому, даже если это не урок GP, тем лучше дети научатся владеть собой и готовиться. Это не произойдет в одно воскресенье. Даже трехлетний ребенок может этому научиться, если учитель посвятит этому время. Когда начинаешь, есть соблазн считать, что история - это самая главная часть, но это не так!"
5) История скучная
Вот размышления Шилы: "Тайна Пасхи" может стать чересчур серьезной, если рассказчик не играет с материалом. У меня есть одна часть пазла, которая напоминает бабочку или летучую мышь, и я обычно изображаю ее полет над моей головой, что вызывает громкий смех. Другая часть похожа на рампу для скейтборда, и мы совершаем воображаемый прыжок с нее. Такое размышление, как в Притчах, привносит в историю детское творчество. А литургические истории, как "Тайна Пасхи", совмещают идею самоопределения из Священных историй с творчеством из Притч."
Еще один момент, настороживший наших учителей - что дети рисуют не только что услышанную историю. Об этом, а также о какашках динозавров - в следующем посте! :)
No comments:
Post a Comment